Независимые российские нефтяники могут обанкротиться
Небольшим производителям нефти в России грозит банкротство, пишет Forbes со ссылкой на Bloomberg. Эксперты отмечают, что, учитывая падение спроса и темпы заполнения хранилищ, им остается только закрыть скважины, что подобно смерти. Альтернативой в исключительных случаях может стать сжигание добытой нефти.
Небольшие российские производители нефти в условиях рекордного падения цен вынуждены бороться за выживание, пишет Bloomberg со ссылкой на экспертов. Проблема заключается в том, что в условиях снизившегося из-за пандемии спроса в России негде хранить сырье.
Примерно 90% российской нефтедобычи зависит от сложных и дорогих технологий, таких как гидравлический разрыв пласта, заявила агентству консультант Vygon Consulting Марина Мосоян. Из-за этого приостановка добычи — более сложная задача для России, чем, например, для стран Персидского залива.
По словам Мосоян, прекращение работы среднестатистической нефтяной скважины в Западной Сибири обойдется в 400 000 рублей, а возвращение ее к работе — примерно в три раза дороже. Это большие деньги даже для крупных производителей, а для небольших независимых нефтяников такие шаги могут быть просто финансово нецелесообразными, пишет агентство.
До начала действия новой сделки с ОПЕК по сокращению добычи остается неделя, и ситуацию усугубляет то, что в российских хранилищах осталось свободного пространства только на восемь дней, указывает агентство со ссылкой на доклад IHS Markit. Для сравнения, у Саудовской Аравии в запасе остается 18 дней, а у США — 30 дней. «Те, у кого есть более широкий доступ к хранилищам, могут справиться лучше других», — указал вице-президент IHS Markit Аарон Брэди.
«Губительная комбинация несчастий»
Некоторые нефтяники в частном порядке говорят, что хотели бы просто сжечь свою нефть, пишет Bloomberg. «Конечно, независимые компании не будут сжигать свою нефть, они просто закроют скважины и обанкротятся», — заявила в свою очередь генеральный директор объединяющей небольшие нефтяные компании ассоциации «Ассонефть» Елена Корзун. О том, что «пространство для хранения нефтепродуктов, принадлежащее российским нефтеперерабатывающим заводам, заполняется, и нефть хранить негде», сказал агентству и независимый трейдер Дмитрий Перевалов, ранее занимавший пост вице-президента «Славнефти».
Небольшие производители, которые обычно работают с примерно 10 скважинами и не имеют возможностей перерабатывать сырье, пространством для хранения вообще не владеют, подчеркнула Корзун. Под угрозой оказываются 132 компании, на которые в общей сложности приходится около 4% российской нефтедобычи, указывает Bloomberg. «Большие производители и маленькие столкнулись с одними и теми же проблемами. Просто у более крупных компаний больше вариантов», — заявил агентству аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
Не подбадривают небольшие компании и слова главы Минэнерго Александра Новака о мерах по поддержке нефтепереработки, подчеркивает Bloomberg. «Мы не ключевые производители в этой стране, в первую очередь будут решаться проблемы крупных компаний», — заявила Корзун. По ее словам, небольшие российские нефтяные компании находятся «даже не в красной зоне, а в пурпурной зоне риска». «Мы никогда не видели настолько губительной комбинации несчастий», — подчеркнула глава «Ассонефти».
Для малых компаний приостановка работы скважин будет приравниваться к смерти, заявил агентству бывший генеральный директор «Транснефти» Семен Вайншток. По его оценке, возобновить работу, вероятно, не сможет примерно половина таких скважин. Малые компании начнут двигаться к «полному разорению», подчеркнул Вайншток.
После развала СССР добыча нефти в России упала почти в два раза, а восстановить ее смогли только через десятилетие, заявил также источник Reuters в одной из нефтяных компаний. «Спрос снизился, это правда, но это не причина прямо сейчас вещать замки на месторождения. В исключительных случаях будет выгоднее добывать и сжигать», — сказал он.