Метан экспорту не помеха

Крупнейшая за последние годы авария в российской угледобыче – на шахте «Листвяжная» – обнажила очевидную фундаментальную брешь в системе регулирования угольной отрасли: пренебрегать правилами и техниками безопасности выгодно, а наказание виновных не такое уж и неотвратимое, пишет телеграмм-канал «НА-ГОРА. Угольная аналитика. Особенно на гребне «ценового ралли».

Развитие мировой и российской угольной промышленности в последние двадцать лет отличалось заметной волатильностью, но стоимость твердого топлива в этот период планомерно росла: в среднем на 6-8% годовых.
Текущий год выдался весьма успешным для угледобытчиков: спотовые цены на уголь в мире выросли в среднем в 2-3,5 раза по сравнению с 2020 г.
Рост цен отразился на стоимости российского экспорта: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые девять месяцев 2021 г. выручка от зарубежных поставок российского угля возросла на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. – до $11,5 млрд.
Благоприятной экспортной конъюнктурой с лихвой пользовалась и «Листвяжная»: производимый шахтой концентрат угля Д пользуется повышенным спросом у зарубежных потребителей. Поэтому сверхнормативная выработка угля вполне могла стать предпосылкой трагедии на «Листвяжной», которая оценочно добывает 12,5-13 тыс. т угля в сутки.
При средней экспортной цене на российский энергетический уголь в $53/т и $122/т в 2020 г. и 2021 г. соответственно суточная выручка «Листвяжной» от реализации всего объема добываемого угля на экспорт в текущем году (к 2020 г.) оценочно могла вырасти в 2,3 раза, до $1,59 млн.
На этом фоне смехотворной выглядит сумма штрафов, вынесенная в адрес «Листвяжной» Ростехнадзором в 2021 г. по результатам многочисленных проверок.
По словам официального представителя Ростехнадзора Андрея Виля, в 2021 г. на шахте было проведено 127 проверок, выявлено 914 нарушений, девять раз работа шахты приостанавливалась. Приостановка применяется в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Общая сумма штрафов по итогам проверок на шахте в 2021 г. превысила 4 млн руб. ($54,3 тыс.).
К сожалению, кейс «Листвяжной» не уникален: с 2001 г. в российской угледобыче случилось десять громких ЧП. Если посмотреть на хронологию трагедий, то почти все они случились в периоды роста стоимости угля на международных рынках (см. график).